На главную  /  Безопасность

Безопасность

Экономия средств на топливе это конечно здорово, но одним из важных вопросов при принятии решения ставить газ или нет, является вопрос безопасности. Если окажется, что использование газового топлива  не только выгодно, но и опасно, то стоит ли связываться?  Именно вопрос безопасности для многих является основным препятствием при принятии решения. И не удивительно. Некоторые люди даже к  газовой колонке подходят с опаской, а проходя мимо бытового газового баллона ускоряют движение, чтобы как можно быстрее удалиться от объекта повышенной опасности. Так и ждут, что вот-вот бахнет. А эти новостные сюжеты со взрывами газа!!! Стоит один раз увидеть  и впечатлений на несколько лет. Несчесть сколько нами пересмотрено  голливудских боевиков, где непременным атрибутом зрелища выступают взрывающиеся автмобили то ли  после переворачивания автомобилей  в погонях, то ли после выстрела из огнестрельного оружия или не дай бог срыва в пропасть.  Даже не нужно быть Нострадамусом, чтобы предвидеть следующий кадр: «Сейчас рванет». Конечно никто в это время не задумывается: «А почему они взрываются? Неужели все на газе?» Конечно не так часто как в этих фильмах, но случаи взрыва автомобилей в принципе иногда случаются. Просто к взрыву машины, работающей на бензине люди  относятся  как к само собой разумеющемуся факту. Причиной взрыва стала страшная авария, жуткое внешнее механическое воздействие, но никак не тот факт, что в машине есть бензиновый бак. Ну уж если взрыв произойдет в машине с установленным ГБО, то другого мнения не существует. Причина взрыва уже не воздействие, а то, что в ней стояла газовая установка.  И уже дальше не важно, что же все-таки рвануло, газ, бензин или граната. Между тем по статистике, случаев взрыва бензина в автомобилях в десятки раз больше чем газа.
 
Так действительно ли использование газового топлива опасно? Давайте разберемся и рассмотрим два типа газового топлива. Пропан и метан.
 
Предельное давление в  метановых баллонах гораздо выше пропановых, и может достигать 200 атмосфер, и на первый взгляд представляет особую опасность. Но это не так. Корпус метанового баллона значительно толще чем у пропанового и тем более чем у бензинового бака.  Поизводители метановых баллонов тестируют свою продукцию по-разному: тестами на разрыв, закачивая давление до 300 атмосфер, механическими ударами, сбрасыванием заполненных баллонов с 30-ти метровой высоты,  воздействуя высокими температурами, и даже прострелами из огнестрельного оружия. Одним из показательных примеров живучести метановых  баллонов — это пожар в автобуснм парке в городе Утрехте (Голландия) в 1990 году, где сгорели абсолютно все автобусы, а невридимыми  остались  только  газовые баллоны. Все эти тесты спокойно выдерживаются, что конечно нельзя сказать о бензиновом баке. Несмотря на то, что собственного давления в нем практически нет, и топливо закачивается с помощью топливных насосов, в аварийных случаях куда меньшего механического воздействия они представляются наиболее опасными. Метан легче воздуха и при несанкционированной утечке быстро испаряется и поднимается вверх.  По таблице пожароопасности видов топлива метан находится во второй категории и относится к самому безопасному виду моторного топлива. 
 
Рабочее давление при использовании пропана куда ниже метанового и может достигать значений в 16 атмосфер. На разрыв пропановые баллоны тестируются при 30 атмосферах. Пропан имеет свойство расширяться при воздействии высоких температур. Учитывая это свойство в баллоне обязательно устанавливаются газовый клапан, который позволяет заполнить баллон топливом лишь на 80%. Этого запаса вполне достаточно в экстремальных случаях, чтобы давление в баллоне не достигло критического значения. Также в баллоне устанавливается ускорительный клапан, который в случае обрыва магистрали позволяет предотвратить выброс газа в атмосферу или в салон автомобиля.  Пропан хорошо испаряется, но будучи тяжелее воздуха, оказавшись в атмосфере — опускается вниз. Температура кипения, то есть температура, при которой пропан перестает испаряться, составляет  минус 43 градуса. Бензин не обладает такими же свойствами испарения, поэтому в случае его  утечки топливо будет представлять из себя мину замедленного действия достаточно длительное время, во время которого случайная искра может спровоцировать пожар.  Пропан имеет высокую температуру воспламенения (около 510 С) по сравнению с бензином (257 С). Этот факт снижает вероятность самопроизвольного возгорания.  Такая высокая температура недостижима на открытых деталях автомобиля. Пропановый баллон имеет толщину 3 мм, тогда как толщина стенки аллюминевых и стальных бензиновых баков составлет 2 мм. Газовый баллон выдерживает более сильные механические воздействия, чем бензиновый бак и может взорватья только в экстраординарных случаях, например при падении автомобиля в пропасть, столкновении с поездом, идущем на полном ходу или прямом попадании баллистической ракеты.
 
Вывод:
газовое  топливо само по себе безопаснее бензина, при этом конечно необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, о которых вы можете ознакомиться здесь.  
 
Исходя из вышеизложенного можно сделать определенный вывод о том, что безопасность - не аргумент для отрицательного решения  в выборе ставить газ или нет.